Stanislaw Fuodoroff (st_fuodoroff) wrote in aerostatique,
Stanislaw Fuodoroff
st_fuodoroff
aerostatique

Category:

Воздухоплавательные флаги России.

В 1894 году для воздухоплавателей был учрежден особый флаг: белое полотнище с гюйсом (крепостным флагом) в крыже и красным якорем с двумя крыльями на белом поле.

1894 г. июля 14. - ИЗ ЖУРНАЛА ЗАСЕДАНИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ПО РАССМОТРЕНИЮ ПРОЕКТА ПРАВИЛ О ВОЕННОМ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНОМ ФЛАГЕ № 189.

По обсуждении значения воздухоплавательного флага комитет находит:
1) Придавать флагу значение войскового знамени или флага военного судна,или крепости ни в каком случае не следует, так как воздухоплавательный парк не представляет собою сильной боевой единицы, а служит только для передачи при помощи воздушных шаров сведений рекогносцировок, подачи сигналов и т п.
2) В случае спуска шаров на землю в месте расположения неприятеля находящиеся на шаре в числе 2-3-х человек не в состоянии оказать сопротивления и флаг постоянно, как военный трофей, будет добычею неприятеля
На основании изложенного комитет полагает, что флаг может иметь значение лишь отличительного воздухоплавательного знака, о чем и представить на усмотрение главного начальника инженеров.

Генерал-лейтенант Боресков, генерал-майор Лисовский, генерал-майор Воронцов-Вельяминов, полковник Романов, правитель дел комитета полковник Геккель Приглашенные штабс-капитан Кованько, штабс-капитан Шен
(ЦГВИА, ф. 802, on 3, д 188, л 168)


Флаг располагался на сферических аэростатах - на первой стропе, на привязных и управляемых аэростатах - на крайней кормовой стропе или на специальной стреньге на корме.


Хотя флаг считался "военным воздухоплавательным флагом", его использовали на своих аэростатах и гражданские воздухоплаватели России.

Несмотря на решение 1894 года, воздухоплаватели, покидая аэростат в воздухе, считали своей обязанностью забрать с собой и флаг своего воздушного судна. Так, 12 октября 1917 года поручик Гренадерского корпусного воздухоплавательного отряда Печенев не успел отвязать флаг и вместе с подожжённым аэростатом упал и разбился.

Когда во время русско-японской войны появились особые морские воздухоплавательные части они стали использовать этот же флаг - только якорь из красного стал синим.

Чуть позднее в крыже вместо гюйса разместили андреевский военно-морской флаг. Перед Первой мировой войной этот флаг был утвержден официально, как флаг морской авиации.
После 1917 года появляются флаги с новой, уже советской, символикой. В 1924 году был учрежден и новый воздухоплавательный флаг - красно-синий с золотым якорем.

Этот флаг до сих пор формально не отменён, и в особо торжественных случаях поднимается в Вольском воздухоплавательном испытательном центре ВВС.

Русское Воздухоплавательное Общество в 1994 году приняло в качестве своего воздухоплавательного флага флаг образца 1894 года с добавлением красных букв "РВО" над крылатым якорем.
Правда, ни одного такого флага "вживую" так до сих пор и не изготовлено :(

Ceterum censeo Pax Americana esse delendam!
Tags: воздухоплавание, геральдика, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments